Школьный психолог

Я работаю школьным психологом и регулярно сталкиваюсь с тем, что многим людям не совсем понятно, что именно делает психолог, в каких случаях к нему следует обращаться, какие проблемы он помогает решать, а какие не входят в его компетенцию.

Так с кем и над чем работает школьный психолог?

Как правило, большая часть времени и сил уходит на работу с учениками, однако могут быть исключения. Одни школьные психологи специально акцентируют внимание только на проблемах родителей или учителей, другие предпочитают заниматься профилактикой, диагностикой, коррекцией развития или профориентацией, а третьи работают с определенной возрастной группой.

Когда нужен школьный психолог.

Ситуации, в которых обычно обращаются к школьному психологу, очень разнообразны и могут быть совсем не связаны со школой. Порой приходится сталкиваться с кругом проблем, которые психолог не решает, хотя и может дать родителям некоторые советы.

Например, как ни странно, до сих пор очень распространены просьбы изменить кого-то без его собственного согласия и обобщенные запросы: «Хочу, чтобы мой ребенок всегда был отличником» или «Чтобы сын никогда и ничего не боялся».

Встречаются родители, которые просят помочь разобраться с жилищными проблемами, подыскать их ребенку кружок или секцию, а также помочь развестись или найти супруга.

В подобных случаях психолог может либо переориентировать обратившегося на решение психологической проблемы, либо даже отказать в работе.

Чаще всего за консультацией обращаются родители учащихся младших классов. Это вполне объяснимо, ведь не секрет, что процесс адаптации учеников к начальной школе у некоторых детей проходит очень болезненно.

Родителей могут волновать резкие изменения в поведении ребенка:первоклассникможет стать угрюмым, закрытым, неразговорчивым, на все просьбы рассказать о школе отвечать неохотно и односложно. Я обычно как психолог советую больше разговаривать с ребенком на отвлеченные от проблемы темы, и украткой выведать нужную информация, бывает так что всего навсего вашего малыша расстроила игрушка сверстника, которой тот ему хвастает. Если речь заходит о игрушках, то здесь все проще, нужно просто купить игрушку вашему ребенку, очень советую покупать интерактивные игрушки, они гораздо интереснее обычных, так как они поют и пляшут и в свою очередь доставят большее удовольствие от игры.

Психология школьников.

Подобное поведение школьника воспринимается его родителями крайне тяжело. Ведь столько готовились! Так увлеченно строили планы! Да еще родственники и знакомые постоянно спрашивают: «Как дела в школе?», «Что в школе больше всего нравится?», «Какие отметки?»

А как на них ответить, если сын или дочь ничего толком не рассказывают? Как не пасть духом, когда подруги хвастаются достижениями своих первоклашек и наперебой рассказывают различные истории про школу? И самое главное, как понять, почему такое случилось именно с моим ребенком?

Практика показывает, что подобные изменения в поведении ребенка могут быть связаны с разочарованием в школе или в самом процессе получения знаний. Многие дети быстро понимают, что учеба — не такой уж интересный и увлекательный для них процесс. Осознание необходимости прикладывать усилия, каждый день готовиться и выполнять различные задания, сидеть и внимательно слушать на уроках может расстраивать первоклассника.

Как ни странно это звучит, но плохое настроение ребенка также может быть связанно и с его излишней подготовленностью к школе. Если ученик знает и умеет намного больше, чем все остальные ребята в классе, то вполне естественно, что рано или поздно ему станет скучно. А замкнутым первоклассник становится из-за так называемой «потери непосредственности» — одного из симптомов кризиса семи лет, в период которого активно формируются способности контролировать свое поведение.

Что же может посоветовать психолог в подобной ситуации?

Если ребенок не идет с вами на контакт лишь по вопросам посещения школы, то не отчаивайтесь. Пойдите к классному руководителю и узнайте, как он учится, что ему интересно, что получается лучше всего, есть ли контакт со сверстниками и учителями, а потом попробуйте поговорить с ним еще раз.

Если прямой разговор не клеится, то спросите о школе в контексте какой-либо привлекательной для ребенка деятельности. Например, поиграйте в школу. Попросите его придумать рассказ про школу для будущего первоклассника, который очень боится уходить из детского сада (разумеется, будущий первоклассник должен быть настоящим и знакомым ребенку). Устройте совместное рисование. Нарисуйте свою школу, урок, учительницу, попросите сделать то же самое ребенка. Проанализируйте сюжет рисунка, цветовую гамму, задайте вопросы, связанные с содержанием нарисованного, скорее всего, они помогут найти ключ к вашей проблеме.

Нередко родителей младших школьников может беспокоить и просто «плохая учеба». Например, ребенок плохо читает, не может научиться считать, очень долго делает домашнюю работу, отвлекается, постоянно получает двойки и замечания в дневник, боится отвечать на уроке, хотя дома все рассказывает без запинки…

В основе подобных трудностей могут лежать как индивидуальные характеристики ребенка (особенности развития мыслительных процессов, памяти, внимания, самооценки, навыков общения с взрослыми и сверстниками, а также состояние здоровья), так и отсутствие учебной мотивации или неумение регулировать свое поведение.

В этом случае психолог, как правило, проводит тщательную диагностику, выясняет истинную причину плохой успеваемости и при необходимости направляет ученика на развивающие занятия.

Что зависит от родителей.

Родители же в свою очередь должны создавать дома максимально развивающую среду: продумать рациональный режим дня, чтобы ребенок не испытывал перегрузок, хвалить ученика даже за небольшие успехи, чтобы вселить уверенность в себе и сформировать чувство компетентности, и пересмотреть собственные родительские установки.

Подумайте, получается ли у вас воспринимать своего ребенка большим, изменившимся, а не считать его по-прежнему малышом? Поощряете ли вы его самостоятельность или по старой привычке стараетесь сделать многое вместо него? Правильно ли организовываете время для выполнения домашнего задания? В какой степени ученик может самостоятельно ориентироваться в объеме заданного, может ли сам определить очередность выполнения уроков, правильно предсказать время на подготовку каждого задания и знать, что делать в случае затруднения? Не драматизируете ли вы школьные неудачи, ставя крест на дальнейшей жизни и карьере вашего ребенка? Заботитесь ли о том, чтобы у него были новые впечатления, которыми он мог бы делиться? Ведь все эти условия так нужны для развития учебной мотивации и произвольного поведения младшего школьника, на основе которых впоследствии будут формироваться познавательные способности.

Конечно, проблемы учеников младших классов нельзя сводить лишь к дезадаптации и плохой учебе. В настоящее время родители все чаще обращаются из-за тревожности, застенчивости или приступов агрессии и различных страхов своих детей. Также актуальны вопросы гиперактивности младших школьников, неумения строить партнерские отношения со сверстниками и непослушания в семье.

Работа психолога с ребенком и в этих случаях максимально сопряжена с работой с родителями. На консультациях выясняются особенности воспитательных воздействий на ребенка, обсуждаются страхи и опасения всех членов семьи, происходит обучение навыкам конструктивного общения в конфликтах.

Однако далеко не всегда мысль обратиться к школьному психологу возникает у родителей. В последние несколько лет маленькие ученики все чаще и чаще приходят на консультации по собственной инициативе.

Некоторых приводит чувство одиночества, которое связано с отсутствием друзей. Другие жалуются на строгость своих родителей и слишком суровые наказания. Большой процент учеников переживает из-за плохих отношений папы и мамы, опасаясь их развода. Кому-то просто не с кем поговорить, а рассказать, как прошел день, очень хочется…

Как вы сами видите, круг проблем очень разнообразен, а на пути их решения подчас встречаются сложности. Ведь когда младшего школьника насильно приводят к психологу, для эффективной работы может не хватать должного уровня осознанности и желания ребенка решать проблему, если же ситуация противоположная и сам ребенок является инициатором, необходимо заинтересовать и замотивировать его родителей, что порой бывает еще сложнее.

Тем не менее, психологическая работа с младшими школьниками считается наиболее эффективной, потому что в этом возрасте психика ребенка еще очень гибка и способна к изменениям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *