Гиперактивный ребенок

Мамы часто жалуются на вспыльчивость, нетерпеливость, упрямство и неуступчивость своих детей. Эти черты свойственны гиперактивным детям, которых, к слову, в последнее время рождается все больше. Медики и учителя тоже отмечают: у Этих малышей проблемы и в саду, и в школе из-за синдрома дефицита внимания, который сопутствует гиперактивности. Что же с этим делать?

Для начала, наверное, нужно разобраться с причинами явления. Я бы назвала три основные: во-первых, генетическая предрасположенность, во-вторых, повреждения центральной нервной системы, во время беременности и родов и, в-третьих, негативное воздействие внутрисемейных отношений. Причем последняя причина — одна из самых распространенных.
Родителям с таким неугомонным малышом очень нелегко. Иногда сил не хватает, чтобы проявлять терпение. Но вам нужно помнить, что малышу тоже не просто: он устает сам от себя.

В своих отношениях с ребенком родителям «вечного моторчика» необходимо придерживаться позитивной модели поведения. Его нужно хвалить, причем даже за самые незначительные успехи или достижения. Дело в том, что гиперактивные дети не чувствительны к ругани, выговорам и замечаниям, зато весьма податливы на любую похвалу. Так что ребенка можно ставить в угол, грозить ремнем, даже отшлепать — пользы будет ноль. К тому же чувство страха заставляет таких детей впадать в абсолютную и агрессивную неуправляемость.

Ваш метод — только доверие, малыш должен постоянно чувствовать помощь и поддержку близких. Ваша любовь должна быть очевидной в любой момент, даже когда возникают трудности и ребенок перестает слушаться. Однако это не значит, что на своем не нужно настаивать. Наоборот, настаивать нужно, только избегая слов «нет» и «нельзя». Например, если малыш требует чего-то, не отказывайте ему наотрез, запретите по-другому: «Ты получишь это, когда сделаешь то-то и то-то».

Хорошо действует на гиперактивных детей помощь родителям по дому, скажем уборка со стола после еды, уборка у себя в комнате. И главное, хвалите ребенка, не скупитесь на нежные слова!

Родители могут ввести знаковую систему вознаграждения за хорошие поступки. Например, вывешивайте на стенку звездочки или цветные сердечки. Это будет наглядная картина для ребенка: 10 звездочек — и он получает маленькую игрушку или новую книжку. Правда, тут важно пройти по тонкой грани: не предъявлять малышу ни завышенных, ни — что, наверное, еще важнее — заниженных требований. Такие дети очень чувствительны к подыгрыванию со стороны взрослых и быстро понимают, как этим пользоваться.

Еще для вашего непоседы обязательно нужно очертить рамки поведения, дав ему четко понять, что дозволено, а что нет. И следовать этому неукоснительно: нельзя сегодня что-то ему разрешить, а завтра запретить. Впрочем, слишком жест-кис правила устанавливать тоже не стоит, исключая те ситуации, от которых зависит безопасность и здоровье малыша.

Не разговаривайте с ним в форме приказов — эффективнее работают советы и просьбы. А вообще лучший способ свести к минимуму вспышки неуправляемого поведения ребёнка — это плотное общение с ним: больше гуляйте вместе, читайте, разговаривайте, даже смотрите мультики. Ведь его истерики и упрямство — способ привлечь к себе ваше внимание. Чем больше времени вы будете проводить с малышом, тем быстрее приучите его к послушанию, общим нормам поведения и уступчивости.

И еще один совет: никогда не позволяйте себе прогонять ребенка, который хочет что-то вам сказать, даже если вы заняты, устали, плохо себя чувствуете. Обязательно выслушайте его. Иначе никогда больше ваш малыш не придет к вам со своими проблемами и сомнениями, а потерять доверие и дружбу гораздо легче, чем обрести их вновь.

Важным моментом в воспитании гиперактивного ребенка является четкий распорядок дня. Добейтесь, чтобы еда, игры, прогулки, сон происходили в одно и то же время. Пусть режим дня висит у него в комнате на стенке. Это необходимый элемент создания в доме спокойной и доброжелательной обстановки.

Но есть и другие — порядок в детской, неяркие уютные обои, минимальное количество предметов, провоцирующих агрессию. Решусь показаться несовременной и выскажу непопулярное соображение — не менее важным элементом воспитания будет отсутствие в детской компьютера и телевизора. Общение с этими приборами вообще хорошо бы свести к минимуму, ведь психическое переутомление малыша — самое главное препятствие на пути воспитания.

А еще избегайте по возможности большого скопления народа в доме: гости, шумные компании, многолюдные праздники противопоказаны вашему ребенку.

Наконец, помните о великом значении полноценного сна. Недосып всегда приводит к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. А вот на прогулках дайте малышу возможность выплеагугь всю избыточную энергию — пусть бегает, прыгает, гоняет на велосипеде. И не одергивайте его постоянно: ах, упадешь! Ах, разобьешь коленку! Не раскачивайся так на качелях! Пусть выпустит пар — это полезно. А после такого выплеска мышечной энергии дома приступайте к спокойным занятиям. Кстати, как можно раньше целе1 гаправленно пробуждайте у малыша интерес к какому-нибудь хобби: пусть у него будет свой уголок для любимого занятия.

Как только ваш малыш переступит порог школы, забота о его характере станет вашим общим делом с учителем. Обязательно побеседуйте с его первым педагогом, расскажите о гиперактивности ребенка, потому что подход к нему должен быть индивидуальным. Например, оптимальное место для такого ученика — в центре класса, он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему необходимо иметь возможность в любой момент обратиться к педагогу за помощью, а его занятия нужно перемежать минутами активного отдыха с легкими физическими упражнениями.

Родители и учителя должны знать, что такие дети не выносят монотонной деятельности, зато творческие задачи с частой сменой условий — идеальная форма обучения для них. И конечно, главный педагогический прием, который в данном случае будет работать, — умение договариваться с ребенком.

Комментарии 0

  • Воспитание внимательности в гиперактивном ребенке:
    Для повышения внимательности нужно одновременно тренировать оба полушария головного мозга, и в этом мне помогает очень простое упражнение. Я беру лист бумаги и начинаю на нем рисовать одновременно обеими руками, правой изображаю последовательно пять треугольников, а левой — пять кругов. Делаю это примерно за минуту и повторяю несколько раз подряд, чтобы увеличить степень концентрации внимания. Еще для тренировки наблюдательности (особенно подходит детям) делаю такое простое упражнение: кладу перед собой репродукцию картины или фотографию и смотрю на нее внимательно 30 секунд. Потом переворачиваю лист и записываю все предметы и детали, место и время, где они находятся. Затем еще раз смотрю на изображение, закрываю глаза и стараюсь максимально точно со всеми мелочами представить в сознании картину

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *